Клиенты многих банков стали выражать свое чрезмерное недовольство на отказ от обслуживания в случае непредставления биометрических данных, к примеру, фотографий.
Банки говорят: «Господа, не наша инициатива!» ссылаясь на требования законодательства, но юристы знают, что отказ в открытии дебетовой карты, вклада или ограничения, какого-либо спектра услуг без сдачи биометрии на сегодняшний день незаконен.
Что происходит? Каковы причины?
Банкиры поясняют, что всего лишь выполняют обязательные предписания уже известного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 115-ФЗ.
И, конечно же, собирают биометрические данные для защиты клиентов от мошенничества.
Правомерно ли это?
Отчасти. Закон РФ требует согласия гражданина на их сбор и обработку. Следовательно, клиент имеет право отказаться от предоставления биометрии. Но и банк обладает возможностью в таком случае отказать в заключения договора, поскольку может самостоятельно определять документы и сведения, необходимые для идентификации клиента.
Однако здесь, как и везде есть свои нюансы. Договор банковского счета или вклада является публичным, в отличии, к примеру, от кредитного договора. А значит, банк не может отказать в открытии депозита гражданину с паспортом. При этом он может не давать ему же кредит, если гражданин не соответствует требованиям, которые устанавливает банк самостоятельно.
Что говорят органы власти?
В Росфинмониторинге объясняют, что закон дает клиентам право на сдачу биометрических данных, но не обязывает делать это. В ЦБ интерпретируют более категорично: 115-ФЗ вменяет обязанность на банки размещать сведения о клиенте в единой системе идентификации и аутентификации, и единой информационной системе персональных данных, но лишь с согласия клиента.
На наш взгляд, это очередное разночтение в законодательстве, возникшее из-за несогласованности законных и подзаконных актов, на практике непонятно требуется ли согласие клиента на сдачу и размещение данных или нет.
Ну а вопрос об ограничении перечня, предоставляемых банковских услуг пока что и вовсе не решен. Если вам все же отказывают в открытии вклада и требуют фотографию, можно и даже нужно жаловаться в ЦБ РФ, ибо именно он занимается банковским надзором.
При этом мы за обязательный сбор. Считаем, что пора уже биометрию прировнять к паспортным данным, что достаточно современно, удобно и надежно! Пусть это станет обязанностью клиентов, зато гарантий общественной защищенности будет больше. Думаем, что тем, кому скрывать нечего, не станут выражать свое недовольство, а наоборот возрадуются таким прогрессивным новеллам!